• Komandor

Тайные смыслы картин Айвазовского

Текст: Елена Топсида,

Компиляция: Елизавета Голд

Есть мнение, что свежие краски впитывают звук и звуковые колебания на них записываются как на валике фонографа. А когда краски высыхают все что они слышали сохраняются на картине как на пластинке - разговоры художника или музыка которая играла рядом. Правда устройств для такого прослушивания пока никто не придумал, но как говорится это вопрос времени…

Времени прошло не так много с момента окончания выставки картин Айвазовского в городе Кронштадт. Мероприятие было столь популярно, что желающие попасть на выставку должны были отстоять или отсидеть в очереди от 3 до 6 часов. За 55 дней картины художника смогли посмотреть порядка 25 тысяч человек. Однако всё ли могли посетители в них разглядеть? Увидеть полотно и понять его две большие разницы. Чтобы попытаться понять нужно знать, что искать. И здесь без надёжного проводника не обойтись. Нашим лоцманом в запутанных лабиринтах смыслов будет исследователь Елена Топсида.

Иван Айвазовский - самый известный русский художник- маринист, живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, оставивший русское наследие в виде шести тысяч картин, обласканный её величеством – Фортуной. При этом он был приближенным к сильным мира сего. Главным героем большинства картин художника было море, в различных его ипостасях. На мой взгляд, многие его морские картины, и не только, окутаны завесой глубокой тайны, которую я предлагаю приподнять.


Мы отправляемся в старую Феодосию, где попробуем понять, в какой исторической и архитектурной обстановке рос будущий живописец. С детства Ованнес (так тогда звали художника) видел старые, разрушенные башни, загадочные крепостные стены, бывшие цитадели Кафа. Многие застройки были засыпаны грунтом, их арочные проходы были также загублены. Когда Ованнес только учился рисовать Кафу, Феодосию уже запечатлели известные тогда художники: Карл Кюгельхен,


Карло Боссоли.


Руины были неотъемлемой частью пейзажа на их картинах. Такая же ситуация наблюдалась и в живописи Западной Европы: уже знакомый нам Джованни Баттиста Пиранези, Франческо Гварди, Юбе́р Робе́р, да и многие другие, рисовали величественные руины, такие же, как и в Крыму.



А то, что многие постройки находятся под водой , было известно всем. Мальчик рос в осознании, что произошла какая-то катастрофа и город ушёл под воду. А когда это было? Ну, в общем, недавно: во многих развалинах ещё были видны куски деревянных балок.

Отец Ованнеса и его старшего брата Габриэля был обедневшим армянским купцом, поэтому оба мальчика познали нужду и с детства подрабатывали. Ованнес был талантлив, самостоятельно научился играть на скрипке и, конечно же, рисовать. Габриэль был так же способным мальчиком, но родители вынуждены были отдать его на обучение в Карасубазар. Ованнесу (Ивану) просто повезло: его заметил Феодосийский градоначальник – Александр Иванович Казначеев, а дальше ему была уготована судьба великого русского художника.

Друзья, вы легко можете узнать дальнейшую биографию Ивана Константиновича, я же хочу рассмотреть некоторые его картины не так, как их рассматривают искусствоведы, а с нашей, альтернативной точки зрения. В июле 1840 года Айвазовский отправился в Рим, по дороге он останавливался в Венеции и Флоренции. В Венеции художник познакомился с Гоголем, а также побывал на острове Святого Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлем, который жил в монастыре на этом острове. Как мы теперь хорошо знаем, Венеция город на воде не потому, что так было задумано, а потому, что она затоплена: большая часть города находится под водой, и это хорошо видно со спутниковых карт. Вокруг острова Сан-Ладзаро-дельи-Армени, где находится монастырь, хорошо видны затопленные строения, различные конфигурации.

Айвазовский в девятнадцатом веке застал многие различные античные развалины, которые рисовали руинисты. Неужели его намётанный взгляд художника ничего не видел, а его острый ум здравомыслящего человека не сделал никаких заключений? Из всего вышесказанного я делаю вывод, что он прекрасно знал о потопе конца XVII - начале XVIII веков. И второй, более скрытый план его картин, на тему библейского потопа был посвящен именно ему. Одну из лучших картин на библейскую тему «Хаос. Сотворение мира»

Айвазовский Иван Константинович написал в 1841 г. Эта картина привлекала внимание Ватикан: кардиналы объявили художника в изображении демона. Это могло обойтись ему слишком дорого, репутация художника висела на волоске, но папа Григорий XVI лично захотел увидеть картину. В конце концов, она ему понравилась, а находчивый Айвазовский подарил картину великому понтифику. За эту картину художник был награждён золотой медалью от папы Римского, а картина стала золотым экспонатом в музее Ватикана. В основу этого монументального полотна положен библейский сюжет о сотворении мир: художник изобразил на ней Дух Божий, ведя очертания человеческого контура, от которого исходит яркий свет и который пробивает мрачные тучи. Он руками разводит тьму, и она постепенно исчезает. Морская вода становится спокойнее, что обозначает начало возрождения всего живого. Так примерно описывают сюжет искусствоведы, но давайте более подробно рассмотрим нижнюю часть картины, где изображено бушующее море. Для этого подсветим тени с помощью графического редактора…

И что же мы теперь видим? В левой части мы действительно наблюдаем высокие морские валы, а в правой части изображены высокие пики, больше напоминающие горные вершины: такие, например, как Арарат и Арагац. Даже видны речные долины, по которым стекает вода, а замыкает этот сюжет виднеющаяся вдали пирамида. Нам хорошо видна её треугольная грань, а за ней стоит ещё одна такая же.

Похоже, художник тайно изобразил великий потоп, но какой смысл он вложил в эту композицию, можно только догадываться. А ведь эта картина была подарена Римскому папе! Возможно, это послание с глубоким подтекстом, и папа его понял, иначе бы посланнику Айвазовскому не поздоровилось.

Уже настоящие Египетские пирамиды художник рисует в Гизе. Две картины весьма понятны, но вот третья картина заслуживает особого внимания. Сначала кажется, что художник неверно выбрал ракурс: он стал рисовать пирамиду против солнца. В результате мы видим её фасад в глубокой тени, но если чуть-чуть поднять тени, то всё видно. Пирамида, как и положено, закопана на одну четверть в песке, по наклонной стене ползут искатели приключений, а хотят они увидеть восход солнца. Первые лучи уже коснулись первой части пирамиды, и при этом кажется, будто бы она сама засветилась. Не правда ли, знакомый сюжет?

В 1864 г. Айвазовский пишет ещё один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп»

К этому библейскому сюжету художник ещё неоднократно будет обращаться в течение жизни. Сегодня же эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Композиционно основной акцент сделан на самом море, его грозной красоте, величии и неотвратимости судьбы. Кисть живописца демонстрирует победу огромных волн над всем сущим. Давайте поближе посмотрим на эти мокрые скалы, покрытые людскими телами и тушами животных. То, что большинство людей практически голые, никого не удивляет. Художник представлял обобщённо всё племя людское. Здесь же, в сгустки человеческих тел , мы видим тигра, медведя. Выше, на скале, обезьяну, крупную змею. В нижней части картины массивный слон из последних сил пытается карабкаться по крутым глыбам. Таким образом, можно сказать, художник изобразил всех «тварей по паре». Ближний план сюжет о потопе поддерживает. А что же на втором плане? Там мы видим обширную плоскую террасу со множеством людей, стоящих в молитвенной позе и обращенных к главным персонажам композиции, которые восседают на слонах. Всего там пять слонов с седоками, а два из них облачены в длинные одежды, головы украшены чалмами. Я бы сказала, что это индийские махараджи или шахи. В моём понимании, Айвазовский показал конец правления династии Великих Моголов - Тимуридов и Бабуридов. После подавления Сипайского восстания, в 1859 г., власть Британской-Ост- Индской компании была заменена прямым правлением английской короны. Основные действия разворачивались в Бенгалии и в штате Пенджаб, поэтому мы видим животных, характерных для того региона. Давайте вернёмся к одному из центральных персонажей - слону. Я не сразу догадалась, что это очень необычный слон.

Посмотрите на его раскрытую пасть. Она одновременно как у слона и тигра. Бивни, мощные клыки , тигриные уши, на ногах острые когти. Странный зверь – тигро-слон, он также повержен стихией. Очень яркий образ какого-то политического деятеля. Осмелюсь предположить, что это был Бахадур Шах,

последний из Тимуридов-Чингизидов. Он возглавил Сипайское восстание, которое было жестоко подавлено. Так пал последний осколок Великой Тартарии. Что у картины есть второй смысл, теперь всем понятно. Слонов-то невозможно не заметить.

Тайные смыслы художественным произведениям были характеры во все времена, об этом Елена рассказывала в своих исследованиях. В то же время явные факты в виде ярких красок, деревянных деталей, сохранившихся на каменных фасадах прошлой античной цивилизации доказывают недавнее их происхождение, но они намеренно не изучаются и не исследуются. Великий потоп, вовсе не библейский, смывает древние цивилизации, империи, освобождая дорогу новым , прогрессивным, либерально-демократическим.

К теме сотворения мира Айвазовский обращался ни раз. Его картина о сотворении мира 1889 г. также выбивается из общего ряда созданных им произведений.

Про себя я эту картину назвала «Звёздные войны Ивана Айвазовского». На первый взгляд, чётко видно, что Айвазовский представил классический библейский сюжет, который легко узнаваем: Господь с командой Ангелов создаёт миры. Видно, как из под его рук, по окружностям, расходятся планеты. Какие-то из них уже развились: слева мы видим самую крупную, позади неё ещё одна планета, чуть-чуть ниже – целое поле подобных миров. А там, в вышине, над Создателем проносится гигантская комета. Чтобы лучше рассмотреть сюжет, опять подсветим тени.

И что же мы видим? Планеты-то с ликами, художник изобразил их живыми: у них есть глаза, рот, нос. Ну, всё как у колобка, героя детской сказочки. А сказка-то не простая, а космическая. Помните, колобок от бабки ушёл, от дедки ушёл, от всех зверей, только от лисы не смог уйти. Древняя ведическая сказка рассказала, что колобок – это луна, которая движется по небосводу, и в зависимости от того, какой чертог проходит, теряет по кусочку. Но есть вариант для взрослых, в котором лиса реально съела колобок, тобишь планету. Давайте вернёмся к картине. С правой стороны от солнца находится какое-то существо, его почти не видно: солнечные лучи закрывают его от обычного взора. Лучше всего его можно рассмотреть, если обратить в цвета: существо похоже на дракона. Он испускает смертоносные лучи, которые направлены на малую планету Колобка. А если говорить современным языком, то две ракеты летят точно в цель. По древним славянским легендам, в нашей солнечной системе была разрушена планета Дея- Фаэтон. Одновременно мы видим акты творения и разрушения, причем разрушитель остаётся в темноте, на втором плане, чтобы на него не обращали внимание. А в отдалении, в левой части картины, находится скрытая космическим покрывалом ещё одна крупная планета, она как бы наблюдает за происходящим. Айвазовский, естественно, ничего о Звёздных Войнах не знал, но в своей картине он соединил библейский сюжет и космогонию древних славян – и получился почти современный космический триллер. Джордж Лукас, режиссёр космической саги «Звёздные войны» эту картину вряд ли видел. Возможно, у Айвазовского и Джорджа Лукаса был общий источник информации и они изобразили схожие сюжеты. Правда, Лукас показал уничтожение планет звездой смерти напрямую, без скрытых смыслов.

Самое таинственное, зловещее произведение Айвазовского - картина «На смерть Императора Александра III»


Она пролежала в запасниках музея более ста лет, демонстрировалась отдельно от основной экспозиции, в маленьком зале. Считалось, что если смотреть на полотно хотя бы одну минуту, то открывался второй смысловой слой картины. Автор задумывал, что на полотне должно было быть изображённым извечное торжество жизни над смертью, однако получилось не то, что ожидал автор, так считают искусствоведы. Но всё же, Иван Константинович был в здравом уме, и он нарисовал то, что хотел нарисовать. И эта картина была очередным посланием, и была предназначена узкому кругу лиц. А для нас придумали очередную легенду: в центре композиции изображена вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна. Она склонилась над неподвижным телом супруга, но если взглянуть на неё под другим углом, то это уже лицо какого-то мужчины с усами, и он улыбается.

Опять же, если посмотреть на картину здраво, то со всех ракурсов, с вуалью и без неё, виден мужчина. Кто-то думал, что это престолонаследник Цесаревич Николай, кто-то, что это один из террористов, покушавшихся на Александра. Над Петропавловским собором чётко различима крестообразное свечение. Возможно, это символ непомерной ноши, которую взвалили на себя Романовы.

А Нева?! Сквозь её воды явственно проступает другой поток, текущий куда медленнее и в противоположную сторону, словно это река Стикс, направляющая в царство мёртвых. А Ангел, уносящий душу Императора, это Ангел Смерти, предвестник гибели всей династии. В тумане видна набережная Невы, на которой стоят окутанные сизой пеленой Египетские Сфинксы. Опять Египет, опять молчаливый контроль с улыбкой на устах. Сверху Создатель предостерегает, а снизу – египетская символика обволакивает. Похоже, Александр III сделал что-то недозволенное: уж больно сильно Россия при нём заговорила о суверенитете, и царский поезд пошёл под откос не просто так. А воды Невы в нижнем течении реально текли вспять, и два потока смешивались: один поднимался со стороны Финского залива, а другой тёк в реке вниз, по рельефу, и это было для Санкт- Петербурга истинным бедствием. В этой картине Айвазовский реально предсказал будущее. В скорости мощная историческая волна поглотила династию Романовых.

Невзирая на все социальные и природные катаклизмы, творчество Айвазовского живёт и по сей день. Сильный мира сего до сих пор знает, что картины великого русского художника являются скрытыми знаками в тонкой дипломатической игре. В 1892 г., во время своего визита в США, Айвазовский преподнес в дар Вашингтонской галереи «Коркоран» картины «Корабль помощи»

и «Раздача продовольствия».

Прошло семьдесят лет: 14 октября 1962 г. в день, которого считают началом Карибского кризиса, когда мир стоял на пороге ядерной катастрофы, Жаклин Кеннеди срочно договорилась с галереей об их аренде, она повесила их в рыбном зале Белого дома. Эти картины стали свидетелями жизненно важных для всего мира дебатов о ракетном кризисе на Кубе. Это явно не случайность. На фоне своих рыбных трофеев и картин Айвазовского президент давал пресс-конференцию.

Этот фон был посланием не столько Советскому Союзу, сколько партии войны в Вашингтоне. Послание дошло до адресатов. Так творчество Айвазовского внесло свою лепту в дело мира. Нечто похожее происходит в Турции: встречи лидера страны с главами иностранных государств назначаются в новом дворце в Анкаре, на фоне картин Айвазовского. Переехав во дворец в 2014 г., Реджеп Эрдоган в зале официального приёма дополнил портрет Ататюрка, основателя современного турецкого государства, пейзажами кисти Айвазовского.

Так кому показывают свои намерения главы государств, если в приёмных залах, в сложной политической обстановке, демонстрируют полотна Ивана Айвазовского? Например, государствам-оппонентам послание звучит примерно так: готов к сотрудничеству, но мне мешают, возможны провокации.


А что по этому поводу думаете вы? Напишите об этом в комментариях. Видео с исследованием Елены Топсиды :

Просмотров: 866

Наши группы

© 2019 Yachting World Race

 Подписаться на рассылку